Искусство, литература, музыка, педагогика, медицина и т.п. возникли в результате культуры человека. Это слово и стало объединяющим и совокупным, как начало всего разумного: от первого примитивного чувства и рассуждения первобытного человека, ударяющего палкой по сухому дереву или рисующего на стене пещеры силуэт мамонта.
В Кромском клубе творческих людей состоят представители и культуры, и науки. Всех их объединяет любовь к своему краю. Почти все наши поэты – самоучки. Они просто пишут о своих переживаниях, озвучивая их в рифмующихся строчках. Здесь и печаль, и радость, и любовь, и разлука, и чувства матери и сына, гражданина Родины.
АБАКУМОВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ.
Поэт, все стихи которого можно перекладывать на ноты. Настолько они лиричны, правдивы. Тревожат сознание, трогают душу. Притягивают к сопереживанию и к соучастию. Во многом они являются напоминанием собственных жизненных событий. Я написал мелодии ко многим его стихам. Вечерами пел ему их по телефону. Однажды автор пригласил меня в редакцию с гитарой. Алексей Иванович захотел не только слышать, но и видеть исполнение его стихов в песне. Мы сидели вдвоём, я пел ему, а он молча слушал и некоторые песни просил повторить. «Обложные дожди» стала его любимой мелодией.
АГОШКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ.
Когда читаешь его книги по истории того или иного города, удивлению нет конца, ведь в них тысячи старых и новых слов и выражений. Сколько терпения и гигантской усидчивости нужно иметь человеку, чтобы корпеть над сотнями страниц, создавая десятки очерков. Но это Василию Ивановичу не только по плечу, но и в радость созидания!
Его многочисленные стихи веют стариной. ибо как-то чувственно перекли-каются с его писательским творчеством, но два его стихотворения из подаренной мне Василием Ивановичем книги увлекли и синхронно отдались в моей душе. Две песни получились сразу же при первом чтении. Это было началом моего музыкального сочинительства. Василий Иванович сразу же назвал меня композитором – уверенно и даже назидательно: «Пиши и впредь – и больше!»
АНИСИМОВА ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА.
Однажды я, будучи директором Кромского районного Дома культуры, со своим вокально-инструментальным ансамблем выступал в Черкасском СДК. Руководитель ансамбля, человек возвышенных чувств и культуры – Малышкин Николай Анатольевич, пожелал иметь на сцене некое небольшое убранство – осенний штрих к осеннему балу. Я пошёл к директору Дома культуры переговорить об этом. В коридорчике я вдруг столкнулся с юной девушкой, лет 16-17. Стройная красавица, с пышными длинными волосами, и…огромными удивленными глазами. Мне, мужчине тогда уже за тридцать, вдруг наяву предстала золушка-принцесса, о которой я сотни раз зачитывался в разных сказках и фантастиках.
… Мы смотрели друг на друга всего секунд десять и разошлись вдруг в полной тишине. Как артиста, она, возможно, видела меня и не раз на сцене, но я её – впервые. Уже потом, после концерта, возвращаясь домой, в дремоте покачиваю-щегося автобуса, я помечтал, сожалея о несбыточности стать владельцем хрустального башмачка, примеряющего его юной золушке. С той минуты внезапной встречи и расставания, я уже никогда больше не видел этой молоденькой принцессы, а встретилась она мне уже взрослой, в редакции районной газеты, в которую я иногда заходил со своими «фантазиями». И каждый раз, увидев Елену Леонидовну, я непроизвольно вспоминаю о той секундной встрече в сельском клубе, как напоминание о молодости.
…Каждое её стихотворение я читал в «Заре» с удовольствием. «Бабье лето» стало для меня гимном любви женщины. Святой и праведной. Символом материнского счастья.
АГИБАЛОВА ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА.
Я ей очень признателен за прилежность в работе культуры, за её горение в творчестве и вечный поиск совершенствования в нем. Она для моего сочинительства всегда, как катализатор в химической реакции, способствующий её процессу: «Геннадий Иванович, через два дня приезжают к нам в Кромы орловские поэты. Вот их три стиха, напишите, пожалуйста на них музыку и исполните при встрече с поэтами. Я соглашаюсь. И все проходит удачно.
В этой книге есть и моя дочь, Светлана Геннадьевна, и это тоже счастливый случай. Когда однажды Валентина Михайловна обратилась ко мне с аналогичной просьбой, но уже с четырьмя стихами, я, хотя слегка и перепугался такой нагрузке, но не выдал своего волнения, покорно дал согласие.
Прийдя домой, я вдруг с ужасом понял, что одна из песен не получается. Прилег на диван пофантазировать над этим событием, как вдруг услышал звуки пианино. Моя дочурка разучивала музыкальную мелодию из задания педагога местной музыкальной школы. Я тут же кладу перед глазами восьмиклассницы листок с непокорным стихотворением. «Светлана, попробуй сочинить мелодию к этим стихам»- прошу я её. И совершилось чудо. Дочь прочла нараспев призыв поэта Василия Катанова делать добро всегда и везде, и всю жизнь. Эти стихи прочно вошли в сердце дочери. На встрече с творческими людьми в г. Орле поэт В. Катанов был удивлен и растроган выступлением девочки, написавшей песню на его стихотворение «Спешите творить добро».
БОРТНИКОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ.
Мне пришлось несколько лет проработать вместе с ним в культуре в годы моей юности. Тогда он работал водителем автоклуба, я директором Кромского РДК. Вечерами мы вместе с ним играли в инструментальном ансамбле на саксофонах. Жизненные пути разлучили нас. Много лет спустя вдруг увидел Михаила Ивановича с художественной кистью в мастерской РДК над оформлением очередного плаката. Затем художник стал и поэтом! Когда я прочел его стихи о переживаниях юной влюблённой в гармониста девушки, был очень удивлен: как взрослый мужчина мог передать такие искренние душевные волнения юной девушки?! Но, взяв гитару в руки, я вдруг неожиданно для себя превратился мысленно во влюбленную девчонку и, перестрадав в себе ее тревоги, вслух под гитару воспроизвел мелодию этих стихов. Эта песня так понравилась нашему детскому ансамблю народных инструментов Дома творчества, что музыканты почти два года исполняли её на своих концертах.
БЫВШЕВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ.
Читая его стихи, можно вспомнить множество талантливых и любимых мною русских и советских поэтов. Александр Михайлович – и лирик и сатирик, и патриот, и критик, и сопереживатель, и фельетонист. Однажды я читаю в «Заре» его
очень душевные стихи. В них страсть и тоска по нашей малой родине. И, хотя второй куплет получился несколько критическим, я с удовольствием прочел все стихотворение, с гитарой в руках. Из написанных мною песен я не смог бы назвать любимой, но «Не заманить меня Москвою» – наверное, самая патриотическая.
Сегодняшними модниками и политиканами патриотизм унижается. Но я чувствам своего детства и юности никогда не изменю и от своих корней предков не отрекусь. Наверное, поэтому, когда я исполняю эту песню, мне приходится с трудом сдерживать себя, чтобы не прослезиться. У меня в юности была возможность завести себе семью с Москвичкой. Но наши отношения «зависли» между Москвою и Кромами, потому как у неё было полное равнодушие к селу, а у меня к – столице. Посему мы мирно и расстались, оставшись друзьями. Но память вечна, потому мне так дороги стихи поэта, поскольку и « я навек здесь остаюсь».
ДОЛЖИКОВА ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА.
Впервые я встретился с ней в народном театре Кромского РДК, где после работы и домашних хлопот мы там «отдыхали», метаясь по сцене в поиске забытых слов и правильных движений, что в общем – то называется сценической жизнью. Любовь Ивановна – прекрасная жена, мать, детский доктор, депутат, артистка. Вдруг я читаю в местной газете ее стихи. Это трогательная лирика о детях, взрослых с точки зрения матери или доктора. Её «Прощальный вечер» – наверное, итог многолетней творческой работы на посту председателя родительского комитета в средней школе. На школьном выпускном балу я впервые и исполнил эту песню. Моя дочь Светлана в этот день прощалась со школой и вступала во взрослую жизнь.
КОЖИН АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ.
Человек высочайшей культуры и интеллигентности. Врач, спортсмен – любитель футбола. Он всегда доброжелателен и энергичен. К моему удивлению, вдруг начались печататься его стихи в районной прессе! Он как внезапно оживший дремлющий вулкан стал выплескивать брызги стихотворных рифм. Стихи его оригинальны тем, что он их посвящает признанным и любимым народом русским и советским писателям и поэтам. Особенно мне понравилось посвящение А.Шолохову. Я думаю, когда Александр Николаевич выпустит свою книгу стихов, это стихотворение будут учить в казачьих школах, которые сегодня зарождаются по всей России. Однажды я попросил поэта написать стихотворение особо лирическое о красивых человеческих чувствах, любви. Стихи на заказ! С моей просьбой он справился блестяще! Уже готовился к выпуску этот сборник, когда Александр Николаевич преподнес мне свои последние стихи – они стали песнями.
МАКАРОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ.
Когда я однажды прочёл его прекрасное стихотворение о первом сентябре, я вдруг обнаружил, что в моём обилии песен на множество тем нет именно такой песни. Стихи у Сергея Ивановича очень трогательные и по – детски наивно душевные. Каждый раз, читая их, вспоминаешь свою школьную юность, мысленно проносясь по её десятилетию. Первое сентября был моим вторым днем рождения. Школа – это самая счастливая пора любимых: предметов, учителей, родителей и дедушек с бабушками.
МИТИН ИВАН НИКОЛАЕВИЧ, ЛАКТИОНОВ НИКОЛАЙ, ЗАДЕРЕНКО БОРИС ИВАНОВИЧ.
Я догадывался и чувствовал, что Иван Николаевич пишет прекрасные стихи. Очевидно, его должность главы администрации города нашего родного сдерживает его литературное «свечение». Моё общение с ним, как депутата и как человека, неравнодушного к судьбе окружающей нас природы, казалось бы, не имеет ничего общего с литературным творчеством. Но, всё равно, в общении с любым человеком можно почувствовать душевное богатство собеседника, даже от случайной первой встречи с ним.
11 сентября 1997 года в газете «Орловский вестник», а это накануне праздника 850-летия Кром, было помещено интервью собкора газеты с главой администрации посёлка. В нем шел разговор о подготовке к празднованию юбилея и в том числе сказаны теплые слова в адрес «Кромского вальса».
Однажды в местной газете в 2004 г. я прочёл стихотворение Н. Лактионова «На встречу в Кромы приезжай». Очень задушевное и трогательное. Я написал мелодию, и вдруг так захотелось увидеть этого поэта – воина, освободителя нашего города от фашистов. Захотелось отблагодарить его и пожать руку и за воинский подвиг, и за его поэтическую душу. Но к большому моему сожалению с ним не удалось увидеться мне ни в то летнее опубликование моей песни в газете, ни в следующее лето встречи освободителей Кром с кромчанами – участниками войны.
Мою грусть – печаль развеял Иван Николаевич. Он пригласил меня на встречу с ветеранами войны, где я и познакомился с новым поэтом Борисом Ивановичем Задеренко. На этой встрече он читал свои стихи и я попросил у него одно, в котором говорится о Кромах, пообещав ему при этом, что обязательно напишу на них музыку. Мы тепло расстались, пожелав встретиться уже в 2005 году на дне освобождения, где я ему и пропою песню на его стихи. В ту же осень, на закате огородных забот, я написал мелодию и выслал ноты поэту в г. Белгород, где он проживает. Какое же было моё изумление, когда в начале зимы я получил от Бориса Ивановича большой конверт с плакатом-песней и с красочными военными символами Победы, изготовленными в областной типографии. Белгородская областная филармония проявила интерес к этой песне и большое участие в ее «озвучивании», взяв её себе «на вооружение». Песня «Душою ветераны не стареют» вышла за пределы Орловской области. Так благодаря Митину Ивану Николаевичу я встретился еще с одним талантливым человеком.
Тогда при расставании Задеренко Б.И. дал мне свой адрес. К моему очередному изумлению он оказался земляком моего отца. Вот так случайно встречаются в какой то фантастической яви люди. Мой отец отступал с тех краев с тяжелыми боями, приняв последний бой под Кромами, а его земляк освобождал их от захватчиков.
СИДОРОВ АНАТОЛИЙ НИКИТОВИЧ.
Его стихи очень трогательны, лиричны и задушевны. Мне иногда кажется, что величайшие любимцы россиян Есенин и Рубцов рассыпались алмазными россыпями звёзд над всей нашей Родиной по ее голубому небу. Согревают и осветляют души наших современных поэтов – любителей и профессионалов. Однажды я опубликовал в «Заре» первую песню на стихи Анатолия Никитовича. Вскоре после этого он пришел ко мне с предложением написать «Кромской вальс». Я положил стихи в папку «Мои песни» и почти забыл про них. И однажды, в зимние немного грустные вечера, я открыл папку со стихами, перебрал их. Взял в руки «Кромской вальс» и пропел его, прижав к груди любимую подругу – гитару. Так родилась эта песня. Я сразу же опубликовал её в любимой «Заре». Нам с Анатолием Сидоровым очень приятно, что данная мелодия «Кромского вальса» вот уже более пяти лет является позывными радиопрограммы «Кромские родники»
СИМАКОВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА.
Я с детства на сцене и во многих жанрах искусства: школьная самодеятельность, Дом пионеров, РДК. И все студенческие годы. Связь с культурой Кромской у меня самая тесная. Я по прежнему с ней и, наверное, пожизненно. Такова природа увлечённого человека. И потому каждый раз, общаясь с Ниной Васильевной, подпитываюсь энергией её артистического излучения. Хотя она по должности руководитель кабинетного плана, на сцене себя чувствует с большим удовольствием, чем у себя в кабинете в качестве начальника районной культуры. Много раз я наблюдал за ней в концертах в качестве артистки или ведущей вечера. Это профессиональный сценический актёр. Наверное это единение со зрителем, подчинёнными и творческими людьми «с улицы» помогает ей и в жизни, и в работе выглядеть всегда молодой и энергичной. Клуб творческих людей – однополчан в битве за культуру при отделе культуры под общим руководством Нины Васильевны, всегда проходит интересно и непринуждённо. Она во многих случаях является первым слушателем моих песен, приглашая меня на творческие встречи.
С уважение к читателям, Ваш покорный слуга, Геннадий Роенко.